Доброе утро, 21 октября 2019 года, 10:09

1

Начала

2

Детали

3

Этнос

4

Media

5

Взгляд

6

Разное



// 17.09.2010

Что касается амулетов, то существовало несколько видов этого рода оберегов, в которые обычно вкладывались написанные муллой молитва «дуа». В мужском костюме были очень распространены амулеты-нашивки. Так, например, по свидетельству Н.Ф. Дубровин, в 1860-е годы бытовали нашивки на спине ногайского бешмета, они были четырех угольной формы, из красного или черного сукна, иногда их еще обшивали серебряным галуном (Дубровин, 1871).

Такие нашивки встречались и на теплых суконных куртках степных татар. А.С. Морозова отмечает, что на спинку у ворота верхней одежды йомуты нашивали из красного шелка треугольной формы амулет «дога» (Морозова, 1989).У крымских татар были очень распространены амулеты треугольной формы. Еще в середине 19 века Г.И. Радде писал, что «татары, мужчины и женщины, старые и молодые, каждый носит при себе молитву, как спасительный талисман".

Эти молитвы покупаются у духовенства, и пишут их на треугольной бумажке киноварью и прячут в кожаные сумочки, тоже треугольной формы, и сумочку носят на спине. Девушки этот треугольный кусочек заплетают в косички и иногда носят несколько таких амулетов. Старики же носят их всегда на груди. Молитвы никогда не вынимаются из своего футляра, и большая часть татар не знает их содержания (Радде, 1856).

Интересно, что цвет сумочек и нашивок, как и цвет, чернил, которыми писалась молитва, был обычно красный. Здесь, очевидно, это символ защиты от злых духов и одновременно знак святости. Причем такого же цвета были амулеты и у представителей других этносов, например туркмен (Морозова,1989), казанских татар (Воробьев, 1930).

В женском костюме татар южно-прибрежной группы амулеты часто представляли собой произведения ювелирного искусства и были тесно связаны с украшениями. Так, в конце 19 века Ф.Ф. Лашков писал, что амулеты-ладанки, называвшиеся «сач-хасиде», делались из украшенных с лицевой стороны филигранью плоских прямоугольной формы серебряных полых футляров, которые подвешивались с помощью цепочки и крепились металлическими плетеными нитями к волосам, причем, обычно в центральной части средних косичек (Лашков, 1890).

Сумочки с молитвами мужчины носили и на переброшенном через плечо ремешке. У чабанов такой ремень с прикрепленным к нему амулетом, украшенный серебряными бляшками с чернью, назывался «пуздан».

Также в разделе Этнос //





  Начала //     Детали //    Этнос //     Media //     Взгляд //     Разное //  


Мой Крым  Концепция, исполнение и поддержка :  E 'QUESTOR' K [info[@]mycrimean.ru] 

Версия :
Fenix III Copyleft © 1998-2019  Дата : 24.02.2017 Powered by : PHP 5.3.29  Создано за 0.0068 сек.