![]() | |||||
1Начала | 2Детали | 3Этнос | 4Media | 5Взгляд | 6Разное |
Этнос // Амулеты | ||||
// 17.09.2010 Что касается амулетов, то существовало несколько видов этого рода оберегов, в которые обычно вкладывались написанные муллой молитва «дуа». В мужском костюме были очень распространены амулеты-нашивки. Так, например, по свидетельству Н.Ф. Дубровин, в 1860-е годы бытовали нашивки на спине ногайского бешмета, они были четырех угольной формы, из красного или черного сукна, иногда их еще обшивали серебряным галуном (Дубровин, 1871). Такие нашивки встречались и на теплых суконных куртках степных татар. А.С. Морозова отмечает, что на спинку у ворота верхней одежды йомуты нашивали из красного шелка треугольной формы амулет «дога» (Морозова, 1989).У крымских татар были очень распространены амулеты треугольной формы. Еще в середине 19 века Г.И. Радде писал, что «татары, мужчины и женщины, старые и молодые, каждый носит при себе молитву, как спасительный талисман". Эти молитвы покупаются у духовенства, и пишут их на треугольной бумажке киноварью и прячут в кожаные сумочки, тоже треугольной формы, и сумочку носят на спине. Девушки этот треугольный кусочек заплетают в косички и иногда носят несколько таких амулетов. Старики же носят их всегда на груди. Молитвы никогда не вынимаются из своего футляра, и большая часть татар не знает их содержания (Радде, 1856). Интересно, что цвет сумочек и нашивок, как и цвет, чернил, которыми писалась молитва, был обычно красный. Здесь, очевидно, это символ защиты от злых духов и одновременно знак святости. Причем такого же цвета были амулеты и у представителей других этносов, например туркмен (Морозова,1989), казанских татар (Воробьев, 1930). В женском костюме татар южно-прибрежной группы амулеты часто представляли собой произведения ювелирного искусства и были тесно связаны с украшениями. Так, в конце 19 века Ф.Ф. Лашков писал, что амулеты-ладанки, называвшиеся «сач-хасиде», делались из украшенных с лицевой стороны филигранью плоских прямоугольной формы серебряных полых футляров, которые подвешивались с помощью цепочки и крепились металлическими плетеными нитями к волосам, причем, обычно в центральной части средних косичек (Лашков, 1890). Сумочки с молитвами мужчины носили и на переброшенном через плечо ремешке. У чабанов такой ремень с прикрепленным к нему амулетом, украшенный серебряными бляшками с чернью, назывался «пуздан». Также в разделе Этнос //
// 10.05.2016 Этногенез // 17.09.2010 Депортация // 17.09.2010 Культ кофе // 17.09.2010 Амулеты // 17.09.2010 Сватовство // 27.08.2010 Глазами современника // 27.08.2010 Свадьба // 27.08.2010 Моральные ценности // 27.08.2010 Татарский Дом // 27.08.2010 Национальный костюм // 27.08.2010 Архитектура // 27.08.2010 | Галерея | Карта сайта Музыка Топонимика: Ак-Кобек (Шахтино) Крымский хан: Саадет III Герай (1691) Начала // Детали // Этнос // Media // Взгляд // Разное // Мой Крым Концепция, исполнение и поддержка : E 'QUESTOR' K [info[@]mycrimean.ru] Версия : Fenix III Copyleft © 1998-2021 Дата : 24.02.2017 Powered by : PHP 5.3.29 Создано за 0.0068 сек. |